Привет!

Вы оформили подписку, и я готов поделиться тем, что обязательно станет для вас полезным и ценным как для начинающего саксофониста.

Сейчас я расскажу о дыхании не только с точки зрения исполнителя, но и с точки зрения педагога. Расскажу не только о важности, но и о последствиях пренебрежительного отношения к этому этапу в обучении на саксофоне.

Впереди вас ждут основные принципы и конкретные упражнения, которые уже работают для моих учеников онлайн школы саксофона. Почему раздел видеокурса «Обучение на саксофоне» о дыхании стоит одним из первых, вы узнаете чуть позже, а сейчас немного вводной информации.

ДЫХАНИЕ САКСОФОНИСТА. ПОЧЕМУ ЭТО АРХИВАЖНО.

Играть полноценно на саксофоне без поставленного дыхания невозможно. Вам не поможет в этом ни дорогой мундштук, ни дорогой саксофон. Всегда слышно – дышит исполнитель правильно или нет. Почему? Звук саксофона всё выдаёт сразу. Говорю с вами открыто, чтобы вы после этой статьи начали реализовывать то, на что многие не обращают внимание.

 

ПОЧЕМУ СЕЙЧАС, А НЕ ПОТОМ?

Все ваши занятия, уроки, упражнения, которые вы изучаете, зависят не только от самого дыхания, но и от умения им управлять осознанно и постоянно. Обращаюсь к вам, как к людям серьёзным, которые действительно хотят играть на саксофоне и заниматься этим регулярно и последовательно. Как делает большинство учеников? Они первым делом учат аппликатуру, ноты, как держать мундштук во рту. Знают, что вроде есть какое-то дыхание, но это потом. «Ведь я же уже что-то извлекаю из саксофона!» И всё бы ничего, пока дело не дойдёт до игры мелодии или простого упражнения, на которое не хватает воздуха. Когда его брать, как брать и главное - где, если фонограмма не останавливается специально для этого. Ноты идут чередой быстро, а если медленно, то дотянуть их не получается. И вдруг новичок понимает, что что-то пошло не так. Начинает заниматься дыханием, в лучшем случае, и обнаруживает, что теперь и амбушюр «не держит», а пальцы напрягаются так, что отказываются вообще работать. В этом и заключается главный подвох. Теперь надо всё переделывать и подстраивать под диафрагмальное дыхание, т.е. возвращаться обратно и начинать практически с нуля. Это в лучшем случае. Обычно на этой стадии саксофон уже лежит в шкафу – надолго или навсегда. И всё это из-за простых упражнений, которые надо было делать в самом начале пути.

Всё подчинено дыханию: пальцы, амбушюр, ритм, а главное звук. Это как бензин для автомобиля, без которого он не сдвинется с места, какой бы крутой он ни был, причём ни сегодня, ни завтра, никогда. Поэтому сначала машину заправляют, а потом едут на ней куда хотят.

ДВЕ ФАЗЫ ДЫХАНИЯ. В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ.

Состоит диафрагмальное дыхание из двух составляющих – вдох и выдох. И они отличаются от обычного дыхания. Вы должны чётко понимать, что сначала отрабатывается только вдох, а лишь потом добавляется выдох. Это важно.

Заниматься этим надо каждый день, но без фанатизма. Вдохом можно заниматься без саксофона. И вообще дыхание ставится сначала без инструмента, постепенно применяя это сначала с эской, а потом с саксофоном. Это не значит, что вы бросаете саксофон до тех пор, пока не начнёте дышать правильно. Всё осваивается постепенно, параллельно с занятиями аппликатурой и амбушюром. Важно, чтобы Вы не брали саксофон в руки на голодный желудок. Для правильного дыхания нужна опора, которую даёт хотя бы лёгкий перекус. Вообще игра на саксофоне для организма достаточно энергетически затратное дело. Еда перед занятиями - главное правило для любого саксофониста, тем более для новичка. Второе правило новичка – если появились болевые ощущения внизу живота, то немедленно останавливайтесь и переносите занятие на завтра. Болеть ничего не должно, кроме губ и пальцев, но и это проходит со временем.

 

ПЕРЕХОДИМ К УПРАЖНЕНИЯМ.

Важная вещь для дыхания – всё делать медленно и неспеша, как вдох, так и выдох. Прислушивайтесь к дыханию и смотрите на своё тело. Быстрый вдох и медленный выдох приходят со временем. А для начала наша задача разработать диафрагму и укрепить её путём правильных занятий. Включайте постоянный самоконтроль и серьёзное отношение к упражнениям.

ВДОХ.

Основной признак правильного вдоха – "дышать животом". Т.е. при вдохе у вас не поднимаются плечи, а просто надувается живот. Попробуйте встать перед зеркалом: ноги на ширине плеч, плечи расслаблены, делаем вдох (обязательно через рот).

Одна рука на животе контролирует процесс. Если вы видите, что в самом начале поднялись плечи, значит всё пошло не так. Можете не продолжать, а начинать новую попытку. У кого–то получится с первого раза, у кого-то с десятого - это совсем не важно. Главное, чтобы вы это увидели сами, запомнили и повторили. Если же совсем не получается, есть второй, более простой и безотказный вариант. Вы садитесь на стул, ноги на ширине плеч, спина в свободном положении. Делаем вдох, а рука контролирует живот. Это упражнение Вы можете делать в любом месте: в машине, в маршрутке, на работе, в общем всегда, когда вы вспоминаете про вдох. Эти ощущения вы потом переносите на положение стоя.

ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ.

Я отношу этот момент ко вдоху, т.к. после этого сразу идёт выдох. После того, как получился вдох в положении стоя, вы делаете как бы выдох, но при этом губы сомкнуты, и вы не выпускаете воздух. Именно в этот момент вы почувствуете напряжение внизу живота. Вот это и есть ваша опора. Перед тем, как делать выдох, чётко зафиксируйте этот момент и повторите не один раз.

ВЫДОХ.

После задержки дыхания вы складываете губы, как если бы дули в мундштук – оставляете маленькое отверстие (амбушюр собран и напряжён) и начинаете выдох. Это самая сложная фаза. Можно всё проделать сидя, но рука постоянно на животе. Весь секрет в том, чтобы живот не втягивался, а оставался на месте. Это не так просто сделать, но делать надо. Если живот втягивается сразу, значит работает не диафрагма, а пресс. И это нам не надо. Выдох делается как можно медленнее и всегда перед зеркалом. Самое главное правило для дыхания – чем больше вы будете заниматься без саксофона, тем меньше вы будете думать о дыхании во время игры.

Я постарался описать процесс дыхания для вас максимально просто и доступно. Если углубляться в детали о том, как это работает при исполнении мелодии и упражнений, то пришлось бы написать 10 таких статей. Но мы поступили проще – записали подробный материал на видео, которым пользуются все ученики онлайн-школы саксофона. Там я не только показываю, как всё делать быстро, но и объясняю, как дыхание формирует хороший звук. Как его можно не только экономно использовать, но и управлять этим процессом звукоизвлечения.

До новых встреч и успехов в занятиях!

 

 

Копирование материала запрещено законом об авторских правах